Share

«Для власти Молдовы принципиально важно, чтобы Путин и Трамп не договорились»

Интервью Игоря Додона «Известиям»: о подготовке к парламентским выборам, экономическом кризисе в стране и украинском конфликте.

Внешний долг Молдавии к концу этого года вырастет более чем в 2,5 раза из-за присоединения к санкциям против РФ и отказа от российского газа, сообщил в интервью «Известиям» экс-президент республики, лидер Партии социалистов Игорь Додон. В стране за четыре года зафиксирован рекордный рост инфляции. Экономический спад проходит накануне парламентских выборов. Дата голосования будет зависеть от успеха переговоров РФ и США. В случае потепления отношений между ними правящая в Молдавии партия захочет затянуть с выборами, чтобы укрепить свои позиции. Сейчас социалисты уже ведут диалог с потенциальными партнерами для формирования парламентского большинства. О вариантах восстановления транзита российского газа, желании участвовать в урегулировании украинского кризиса и потере доверия к властям Молдавии — в эксклюзивном интервью Игоря Додона «Известиям».

«На конец этого года у нас более чем в 2,5 раза вырастет долг правительства»

— Ранее вы заявили, что нынешние власти Молдавии виноваты в экономическом провале в республике. Как вы думаете, в чем причина этого провала и что правительство делает сегодня не так?

— Уже четыре года Молдовой руководят PAS и Майя Санду, и всё это время у нас спад по большинству экономических и социальных показателей — в промышленности, в сельском хозяйстве, рекордный рост инфляции более чем на 70% суммарно за весь период. По результатам на конец этого года у нас более чем в 2,5 раза вырастет долг правительства, внутренний и внешний. Это провальный период для страны.

Это произошло в том числе из-за присоединения Молдовы к антироссийским санкциям. Мы можем провести сравнение с той же Грузией, которая в начале конфликта на Украине заняла нейтральную позицию, несмотря на то, что в последние годы говорила о необходимости входить в НАТО, и у них была более жесткая позиция по сближению с военным блоком. Но нынешние власти Грузии приняли решение держаться подальше от этого конфликта, хотя их толкали на открытие второго фронта.

Молдова, несмотря на нейтральный статус нашей страны, присоединилась к антироссийским санкциям. Более того, она стала территорией, через которую поставлялись и, думаю, сейчас поставляются военные грузы для нужд украинской армии. В итоге экономика республики, которая и так была очень слабой, столкнулась с тем, что для нас полностью был закрыт российский рынок. Наши сотни тысяч человек, которые работали в РФ, не могут сейчас перечислить деньги домой.

Мы начали покупать российские энергоресурсы через европейских посредников. Если можно было покупать газ у РФ в 2022–2023-м по $300–400 за 1 тыс. куб. м, то мы его закупали за тысячи.

Сейчас сотни тысяч человек уехали из страны, тысячи предприятий закрылись. У нас есть такой показатель, как абсолютная нищета: раньше это было около 20% населения, сейчас — более 35%. Основная причина — это некомпетентность нынешней власти. Молдова и в экономике тоже потеряла свой нейтральный статус.

— Какая сегодня в Молдавии цена за 1 куб. м газа?

— Молдова закупала газ в этот отопительный сезон по €550–600 за 1 тыс. куб. м, притом что летом его можно было покупать по €250–300. Если бы у нас был диалог с Россией, я думаю, что по гораздо более низкой цене мы могли бы получить газ в течение этой зимы.

Для наших граждан это бы означало тариф максимум до 10 лей за 1 куб. м, по сравнению с 18 леями, которые мы платили этой зимой.

«С Россией нужно возобновлять стратегическое партнерство»

— Кишинев с приходом действующей власти целенаправленно разрывает связи с Москвой. Почему республика выбрала такой курс?

— Я думаю, что они это делают в угоду Брюсселю и Вашингтону, но сейчас видим, что Соединенные Штаты взяли курс на потепление своих двусторонних отношений с Россией. Только нынешние молдавские власти не понимают или не хотят осознать, что ситуация в мире поменялась. С Россией нужно дружить, общаться, возобновлять стратегическое партнерство, нужно участвовать в совместных площадках СНГ и ЕАЭС, где мы имеем место за столом переговоров.

— В январе Киев прекратил транзит российского газа через территорию Украины, в результате чего Приднестровье оказалось в энергетической блокаде. Сейчас в непризнанную республику поступает голубое топливо. Может ли, на ваш взгляд, повториться январская ситуация, когда ПМР оказалась отрезанной от поставок газа?

— В начале этого года Кишинев устроил настоящую энергетическую блокаду для Приднестровья. Техническое решение было найдено сразу — Москва объявила, что готова поставлять гуманитарный газ, но целый месяц Кишинев блокировал его поставки.

В краткосрочной перспективе ситуация может повториться. Станция, которая качает газ, находится на территории Украины, и Трансбалканский газопровод, перед тем как попасть в Приднестровье из Молдавии, дважды проходит через Украину. Поэтому если Киев захочет заблокировать поставки, то он очень просто может это сделать, как в январе. Мы слышим экспертные оценки, что у Зеленского могут появиться амбиции начинать в Приднестровье какие-то провокации, поэтому должны относиться к этому очень серьезно.

Если транзит через Украину не возобновится, то мы должны будем вместе с Тирасполем найти решение для обеспечения нужд граждан и газовой промышленности Приднестровья. Это уже касается следующей власти, а я уверен, что у нее будут социалисты. В долгосрочной перспективе решение для альтернативных поставок есть, но нужно заключать договоры уже с «Газпромом».

«Мы никогда не станем членами ЕС»

— В этом году в Молдавии пройдут парламентские выборы. Каким вы видите будущее республики, Приднестровья и Гагаузии, а также какими могут стать отношения Кишинева с Москвой?

— Я вижу будущее в единой нейтральной суверенной стране. Европейский союз — это наши соседи, и нам некуда деваться, но мы никогда не станем членами ЕС. Нам это не нужно, потому что Европейский союз становится военным блоком и навязывает нам антироссийскую методику и ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в России. — Ред.).

Что касается России, то мы вернем стратегическое партнерство во всех отношениях — экономическом, социальном, гуманитарном. Мы всегда выступали за то, что русский язык нужно вернуть в школьную программу, потому что его знание для гражданина Молдовы — это большой плюс.

— Недавно в Румынии гремел скандал в связи с отменой результатов первого тура президентских выборов и задержанием Кэлина Джорджеску

— То, что происходит в Румынии, поднимает серьезные вопросы, потому что это может произойти в Молдове. Граждане Румынии и диаспора начали голосовать против глобалистов. И Кэлин Джорджеску начал собирать людей вокруг себя с идеями против войны, против глобалистов и за национальные интересы. Брюссельские глобалисты и те, которые находятся в руководстве Румынии, этого испугались. Они не могли допустить, чтобы еще одна страна Европейского союза, кроме Венгрии и Словакии, имела жесткую прогосударственную и антивоенную позицию. Именно поэтому они пошли на отмену выборов.

— Поддерживает ли Партия социалистов сейчас контакты с другими политическим силами?

— Наши потенциальные партнеры, с которыми мы уже налаживаем контакт, — это партии, которые настроены на защиту национальных интересов. Я думаю, что если ЕС хочет сохраниться как объединение и геополитический игрок, он должен уйти от военной повестки и вернуться к экономической. А если нынешнее руководство продолжит заниматься тем, чем занимается сейчас, Европейский союз развалится изнутри.

«75% населения Молдовы будут голосовать против партии власти»

— Каковы шансы Партии социалистов получить большинство на предстоящих парламентских выборах? И если не получится, будете ли вы объединяться с оппозицией, в том числе с блоком «Победа»?

— В молдавской политике политический маятник ходил то влево, то вправо. Правые политики Молдовы — это левые в Соединенных Штатах и Европе. У нас правые политики — за ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ. — Ред.), за глобалистов, «соросистов» и так далее. Если мы говорим об электоральном поле, то у левоцентристских партий сейчас более 60%.

Я уверен, что левоцентристы могут получить большинство, потому что центр, который голосовал за Майю Санду и за PAS четыре года назад, больше за них отдавать голос не будет, мы над этим работаем. Но на днях появилась такая законодательная инициатива: если будет доказано, что в какой-то партии есть след партии «Шор», которая реально была неконституционной, то она не будет участвовать в выборах.

Мы будем создавать коалиции с партиями, которые пройдут в законодательный орган, кроме партии Майи Санду. Я думаю, что нам это удастся, потому что по всем опросам за команду действующего президента сейчас может голосовать не более 25% населения. 75% населения Молдовы будут против партии власти. Понятно, что в диаспоре за рубежом и в Европе попытаются что-то сфальсифицировать, но это в любом случае не большинство.

Мы ведем конструктивный диалог со всеми потенциальными партнерами для следующего парламентского большинства, у нас есть контакт со всеми.

— В республике всё еще не назначена точная дата голосования. Когда оно может пройти?

— Есть два возможных сценария — либо летом, либо осенью. Кишинев будет ориентироваться на то, что будет происходить на Украине, и для нынешней власти принципиально важно, чтобы Путин и Трамп не договорились, так же, как и для Брюсселя. Здесь для наших «евросоросят» смысл в том, что если есть конфликт, то они всё могут списать на него, тогда они опять могут идти в кампанию со страшилками «Путин, танки, Кремль».

Если война продолжится, то выборы пройдут очень быстро — могут летом этого года. А если между Трампом и Путиным начнется диалог, то Майя Санду и PAS попытаются провести голосование позже, осенью, и использовать европейские кредиты для социальных инициатив, чтобы как-то взбодрить людей. Но народ уже не поверит.

— Администрация президента США Дональда Трампа 3 февраля приостановила работу USAID. После этого в Молдавии прекратилась реализация ряда проектов. Как это отразилось на республике?

— То, что деньги через USAID использовались на такие цели, как свержение, как они называли, режимов легальных правительств, финансирование оппозиций, СМИ и НПО, — мы это знали, но не знали, что в таких объемах.

Только в прошлом году несколько сотен миллионов долларов были направлены на эти цели, что стало шоком для всех. Мы запросили информацию у американцев, и нынешнее посольство пока молчит. Но мы будем настаивать, потому что это основание для аннулирования выборов президента прошлого года и референдума. То, что они были незаконными и с фальсификациями, — это точно, но если там были использованы деньги из-за рубежа, то это нарушение законодательства Молдовы. Это также повод законно аннулировать выборы президента и референдум.

«Украинские дети учатся в русских школах»

— После начала СВО в Молдавию направился большой поток украинских беженцев. Какую роль республики вы видите в разрешении этого конфликта?

— Украина — наш сосед, Молдова принимала сотни тысяч беженцев, и десятки тысяч остались в республике. Украинские дети учатся в русских школах, в Кишиневе увеличилось количество обучающихся на русском языке. Когда я спросил мэра Кишинева, за счет чего, он сказал, что за счет украинских детей.

Я думаю, что Молдове тоже есть что сказать, потому что мы принимали сотни тысяч граждан Украины. Мы должны вернуть наш нейтралитет не только на уровне Конституции, но и военный: отказаться от каких-то грузов для украинской армии через Молдову.

— Какие минимальные права должны быть у молдаван, проживающих на Украине?

— Изучать родной язык в школах и общаться на родном языке в этих районах и на территориях, где они сейчас проживают, — это минимальные требования.

«Большинство жителей Молдовы будут отмечать День Победы»

— У вас довольно непростые отношения с руководством страны. Как вы считаете, задержание вашего брата в феврале этого года — это попытка запугать или надавить на вас? И будут ли подобные попытки еще повторяться?

— Против меня и против других лидеров социалистов открыто более 13 уголовных дел, и по двум из них сейчас идет судебное разбирательство. На следующие два месяца по одному делу, которое возбуждено против меня и находится в суде, назначено более 20 заседаний.

Я думаю, что этот прессинг на меня и на родственников. То, что произошло с моей мамой и моим братом, будет продолжаться, но мы выдержим удар, мы его держали все эти три года.

— В 2023-м власти в Молдавии предложили перенести празднование Дня Победы на 8 мая и переименовать его в День поминовения и примирения. Но общество крайне негативно восприняло эту инициативу…

— Этот год великий для нас. Молдаване воевали в рядах Красной армии, которая освобождала Европу и победила в этой войне. Мы — потомки победителей, поэтому в Кишиневе будем отмечать День Победы. У нас будет большой марш Победы, и я думаю, что в этом году на него выйдут сотни тысяч людей.

Власть же не считает себя потомками победителей. Но это меньшинство, потому что большинство жителей Молдовы будут отмечать День Победы.

— Планируете ли вы совершить визит в Москву на празднование 80-летия Победы? Поступало ли приглашение с российской стороны?

— Будет правильно организовать в Кишиневе важные мероприятия, но наши партнеры из РФ спросили, есть ли желание посетить Парад Победы. Мы ответили, конечно, положительно.

Я надеюсь, что приглашение будет в силе и делегация Партии социалистов обязательно посетит 9 Мая в Москве. В каком составе — мы будем принимать решение, потому что важно на уровне организовать марш Победы здесь, в Кишиневе.