Выбрать страницу

Я не сдамся, выйду из-под ареста и поеду по стране, где меня ждут люди

12.09.2022

Дал большое интервью агентству ТАСС о непростой ситуации в стране и вариантах её развития. 

— Как вы оцениваете ситуацию в стране?

Она критическая. Два года назад президент Майя Санду и ее Партия действия и солидарности (ПДС) пообещали людям “наступление хороших времен”. На деле они оказались худшими за последние два десятилетия: годовая инфляция в августе достигла 34,3% — это самый высокий показатель в Европе. К примеру, в странах ЕС этот показатель составил 9,1%, даже на Украине он меньше — 23,8%. Продовольствие подорожало на 38,4%, газ — более чем в пять раз. Люди в панике от нескончаемого роста цен. Со стороны правящей партии, которая контролирует у нас все — от поста президента до большинства в парламенте и правительстве, — мы видим судорожные, но безуспешные попытки притушить разгорающиеся все сильнее кризисы в энергетике, сельском хозяйстве, финансах, практически во всех отраслях. Понимания, как управлять страной, у них нет. Чтобы оправдать очевидные провалы, они все списывают на геополитику и конфликт в соседней Украине. Хотя правительство Натальи Гаврилицы более года у власти, а Санду — почти два.

Практически все бывшие премьеры Молдавии призвали президента отправить в отставку правительство, которое, как они считают, не справляется с ситуацией. Со своей стороны, президент признает, что надо менять министров, но с перестановками власти не торопятся. Почему?

А не на кого менять. Этот состав правительства, большая часть которого сформирована из не имеющих опыта управления государством представителей неправительственных организаций, которые годами финансировались Западом, — лучшее, что есть у Санду и ее партии. Их стараниями от былой популярности и президента, и ее партии мало что осталось — об этом говорят практически все опросы.

В этой ситуации власти ничего не осталось, как развязать войну с оппозицией, инакомыслящими. На днях удивил глава спецслужб, пообещавший дать бой противникам проводимого властями проевропейского курса. Похоже, он не читал конституции страны, где четко прописано, что демократия у нас осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Основной закон также гарантирует каждому гражданину свободу мысли, мнений и свободу публичного выражения. Пренебрежение этими статьями конституции означает узурпацию власти со стороны правящей партии.

Вместе с бывшими премьерами и другими влиятельными политиками вы призвали президента и главу кабинета отправиться на переговоры в Москву, чтобы добиться более низких цен на газ, вернуть молдавским товарам утраченные позиции на российском рынке. Но они отказались. В Кишиневе даже говорили, что на переговорах по газу со стороны Москвы были какие-то политические требования?

— Наши руководители вполне смогли бы договориться с Москвой о приемлемых ценах на газ, как это сделали Венгрия, Турция, Сербия, даже Германия, которая получает газ в несколько раз дешевле, чем мы. Та же Украина, несмотря на конфликт с Москвой, качает российский газ и получает деньги за его транзит. Разговоры о политических требованиях — чушь, которую потом опровергла и сама власть. В августе прошлого года в Кишинев по приглашению Санду приезжал замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, который курировал отношения между нашими странами. Козак пригласил молдавское руководство в Москву, чтобы обсудить вопросы межгосударственного сотрудничества. Надо было ехать и договариваться в интересах нашего народа, а не запускать антироссийскую риторику на разных платформах.

— Но почему не поехали?

Нынешняя молдавская власть не самостоятельна в своих действиях, она полностью подконтрольна западным кураторам, которые запрещают ей контакты с Москвой. Свежий пример: на днях молдавская авиакомпания “Эйр Молдова” заявила о возобновлении полетов в Россию, где проживают и работают сотни тысяч наших соотечественников. В феврале из-за событий на Украине эти полеты были приостановлены, и нашим гражданам приходится добираться домой через Турцию, Армению и другие страны, переплачивая за авиабилеты тысячи евро. Либо трястись несколько суток в автобусах через пять-шесть стран, в обход Украины. 

Надо было видеть, как обрадовались этой новости наши люди, многие из которых из-за пандемии и событий в соседней стране уже несколько лет не видели родных. Но последовал окрик с Запада, и власти полеты в Москву запретили. Очевидно, что отношения с западными кураторами нынешняя молдавская власть ставит выше интересов народа, который их избрал.

 Странно, что власть не интересует мнение народа, ведь новые выборы не за горами?

Ее интересует мнение западных кураторов, которые хотят держать нас в строю государств, поддержавших санкции против России в ущерб своим интересам. Нынешние руководители внакладе не останутся — им уже приготовили теплые места в западных структурах, куда они отправятся после того, как выполнят поставленную из-за рубежа задачу. Обманутые же ими люди останутся.

— Президент на днях заявила, что Москва никогда не снизит цену на газ “за красивые глаза”?

 Добиться более выгодной цены на газ реально, в чем я убедился на собственном опыте. Для этого надо быть надежным партнером и ответственным переговорщиком. Нынешнее руководство страны в октябре прошлого года продлило на пять лет контракт с “Газпромом”, в котором они взяли на себя обязательство найти аудитора для проверки нашего долга за газ. Он появился в 2014–2016 годах, когда Молдавией управляло правительство, сформированное коалицией проевропейских партий, в котором, кстати, работала министром Санду. Никто не требовал от нас немедленно выплатить эти деньги. Но, прежде чем продолжить поставки, “Газпром” хотел внести ясность, как будут погашаться прежние долги.

— Вы призываете власти восстановить стратегическое сотрудничество с Россией, они обвиняют вас в проведении пророссийской политики?

Я промолдавский политик и всегда проводил политику в интересах молдавского народа. Еще будучи вице-премьером, курирующим экономику, я пришел к убеждению, что наша страна не может стать конкурентоспособной без доступа к дешевым ресурсам, крупным рынкам сбыта, которые есть на Востоке. А для этого нам необходимо стратегическое партнерство с Россией, эффективное сотрудничество на платформе СНГ, прагматическое использование статуса наблюдателя ЕАЭС.

Кстати, на выборах президент и правящая партия обещали избирателям сохранить и развивать сотрудничество с Россией, СНГ. Но, получив власть, фактически свернули его, хотя мы им оставили хороший задел, в том числе и в структурах ЕАЭС. Площадки, где можно встречаться с президентами, премьерами стран Содружества, с которыми нас многое связывает, не используются для решения вопросов, которые нас волнуют, в том числе по газу, экспорту наших товаров.

Наши аграрии инвестировали $3 млрд в посадку новых яблоневых садов, построили 700 крупных холодильников для хранения урожая. Ежегодно мы поставляем более 200 тыс. т яблок в Россию, что составляет более 98% всех яблок, отправленных на экспорт. Это приносит доходы в сотни миллионов долларов, в отрасли занято 160 тыс. человек. После недавнего запрета Россельхознадзора все они останутся без работы. И это только по яблокам, но есть также виноград, вино, плодоовощная продукция. Весь агропромышленный комплекс страны под угрозой банкротства. Разве эта проблема не должна волновать власти?

В Кишиневе вызвало резонанс заявление Сергея Лаврова, что нападение на российских миротворцев в Приднестровье в Москве расценят как нападение на Россию?

Правовое поле для урегулирования приднестровской проблемы было создано еще более 30 лет назад. Есть нормативная база, договоренности, которые выполняются всеми сторонами и позволяют с 1992 года надежно сохранять мир на берегах Днестра. Руководство России всегда выступало за мирное урегулирование приднестровской проблемы в рамках территориальной целостности нашей страны. Чтобы в нынешней непростой ситуации не наломать дров, необходимо придерживаться этих договоренностей. Попытки отойти от них приведут к беде. Хочу сказать, что нынешние молдавские власти, несмотря на их антироссийскую направленность, пока ведут себя осмотрительно. Шумных деклараций очень много, но конкретных действий и провокаций, которые могут серьезно обострить ситуацию, пока нет. Думаю, они понимают, что это может привести к конфликту. Посмотрим, смогут ли они не поддаться соблазну и давлению западных кураторов.

— Недавно и Москва, и Тирасполь призвали возобновить переговоры по приднестровскому урегулированию, которые уже несколько лет буксуют. Президент Молдавии заявила, что не намерена встречаться с лидером Приднестровья.

— По-моему, это ошибка, из-за которой может быть упущен шанс наконец-то договориться. Непростая ситуация в регионе открыла хорошие возможности для урегулирования приднестровской проблемы. И в Кишиневе, и в Тирасполе все больше людей понимают, что мы в одной лодке. Тем более деловые люди с двух берегов Днестра давно и успешно сотрудничают: мы покупаем электроэнергию, которую вырабатывает электростанция на левом берегу, а Рыбницкий металлургический завод на основании молдавских сертификатов экспортирует свою продукцию в разные страны, включая ЕС.

Полагаю, что в Кишиневе ждут отмашки Запада, который к активизации переговорного процесса еще не готов. Более того, определенные круги на Западе не против, чтобы в нашей стране появилась новая горячая точка, в которую можно будет втянуть Россию. Но окончательное решение, судя по всему, пока не принято.

— И президент, и правящая партия в ходе выборов обещали дать бой коррупции. Было обещано расследовать хищение $1 млрд из банков Молдавии, который у нас назвали “кражей века”, другие резонансные дела…

— И вместо этого они начали преследовать оппозицию! Расследование резонансных дел не ведется, так как оно неминуемо выведет на представителей нынешней власти. В частности, по “краже века” придется привлечь к ответственности бывшего премьера Юрия Лянкэ, который подписал решения, позволившие украсть миллиард, голосовавших за все это членов его правительства, в котором заседала Санду, а замами у нее были нынешние спикер парламента и премьер. Поэтому власти избрали другой путь: пытаются уничтожить оппозицию, открывая против ее лидеров все новые и новые уголовные дела.

— Против вас выдвинуто серьезное обвинение — в государственной измене…

А кто меня в этом обвиняет? Практически у всех нынешних руководителей республики, в том числе у прокурора, который выдвинул эти обвинения, есть паспорта Румынии. Получая их, они, согласно процедуре, дали присягу на верность. Возникает резонный вопрос: когда сталкиваются интересы двух государств, какому из них они изменяют?

Если бы у прокуроров были доказательства моей вины, дела давно были бы переданы в суд. Но дела не клеятся, поэтому они действуют все более жестко, устраивая грязные провокации против моей матери, супруги, других членов моей семьи. Для них важно держать меня под домашним арестом, чтобы не дать встречаться с людьми. Но я не сдамся, эти репрессии я выдержу и продолжу борьбу — как только выйду из-под ареста, отправлюсь в поездку по стране, где меня ждут люди.

Все хорошо понимают, что прокуроры действуют по указке Санду, которая пытается таким образом ликвидировать Партию социалистов как крупнейшую оппозиционную силу. Они понимают, что после таких провалов не смогут больше выиграть выборы. Поэтому пытаются переписать избирательное законодательство, введя голосование по интернету, почте, преференции для голосующих за рубежом, что даст возможность за счет административного ресурса “нарисовать” после выборов любой желаемый результат. Но мы сделаем все, чтобы не допустить этого!

— Оппозиция призывает власти подать в отставку и провести новые выборы, ее лидеры грозят многотысячными протестами. Со своей стороны, власти утверждают, что досрочных выборов не будет?

Думаю, протестная волна только набирает обороты. Но даже если через массовые протесты народ вынудит эту власть уйти, досрочные выборы, если следовать законам, можно будет провести не раньше начала будущего года. К сожалению, зиму нам придется встречать с нынешней властью. Нас ждет тяжелейшая зима с астрономическими ценами на энергоресурсы, с разбитой экономикой, провальной социальной политикой и с властью в лице Санду и ее партии, которые понятия не имеют, что со всем этим делать.

— Какой урок, по-вашему, должны извлечь молдавские политики из событий на Украине?

Надо сделать все, чтобы сохранить мир. Для этого, как я уже говорил, необходимо соблюдать прежние договоренности. Думаю, беды на Украине не было бы, если бы то, о чем договорились в 2014 году при посредничестве Парижа и Берлина, было реализовано.

В 2019 году на интронизации императора Японии мы побеседовали с Владимиром Зеленским, который был на старте президентской карьеры. Он интересовался нашим опытом по приднестровскому урегулированию. Я ему рассказал, что, пойдя на переговоры, мы сохранили мир и единство страны.

Молдавия — нейтральное государство, и в этом наше основное геополитическое преимущество перед лицом любых военных рисков. Мне жаль, что, закрывая университеты и школы из экономии средств, наши власти расширяют сотрудничество с НАТО, готовятся закупать западное оружие. Военная помощь от альянса может оказаться медвежьей услугой, которая привлечет горе в нашу страну и превратит наш народ в пушечное мясо в циничных сценариях больших мировых игроков. Нам этого не надо!

Беседовал Валерий Демидецкий