Share

Игорь Додон – «КП»: «В марте ходоки от министров и депутатов от ПАС спрашивали, когда им с семьями бежать из Молдовы – у них же у всех есть запасные аэродромы»

Бывший президент Молдовы рассказал «Комсомолке», что будет со страной в ближайшие два-три года.

– Вы — деятельный человек, привыкли быть в гуще событий, среди людей. А сейчас — домашний арест, заперты в четырех стенах. Как переносите такие тяготы?

– С самого начала было очень сложно, потому что я больше двух-трех часов на одном месте не сидел. За последние лет десять я и дома более четырех-пяти часов не задерживался. Неважно, будни это или выходные. Я — на работе в офисе или в район, или на рынки пообщаться с людьми.

Мне нравится заезжать в район и обязательно побывать среди людей, в школах и детских садиках, на рынке, я был по несколько раз на центральных рынках всех районов страны. Конечно, мне на первом этапе домашнего ареста было очень непросто. Мне кажется, расчет был именно на это — ограничить меня в общение с народом. Посмотреть, как я буду реагировать. Но сейчас уже есть распорядок дня, привык. По старой своей привычке я каждый день встаю в 06-06.30. Причем, ложусь довольно поздно — в час-два ночи.

– Хватает времени на сон?

– Уже привык, работы всегда очень много. Потом гимнастика. После разминки помогаю супруге готовить, сейчас все дети дома (три сына), старший, он — студент, вернулся… После этого полтора-два часа у меня английский или какие-то книги. Я никогда не пользовался услугами переводчика, когда кто-то со мной говорил по-английски, но я всегда отвечал на государственном языке. Поэтому решил подтянуть язык. Затем три-три с половиной часа — спорт. И книги.

Последние недели решил серьезно заняться разработкой комплекса мер, предложениями по выходу страны из кризисной ситуации в которой мы оказались. Раз в два дня приезжает адвокаты, мы детально рассматриваем все, что наши оппоненты пытаются повесить на меня. Так и проходит время. Сегодня у нас 8 августа. Уже два с половиной месяца я под домашним арестом. Очень непростом…

Понимаю, почему так происходит. После того, как они взяли всю власть в стране, понимая, что они не смогут справиться с текущими проблемами, это было понятно еще до начала ситуации на Украине, для того, чтобы как-то удержаться у власти, они должны были убрать всех политических оппонентов. Они мне намекали последний год, приходили: «Игорь Николаевич, может, все-таки, уедете?…»

Очень надеялись, что я убегу из страны. И меня бы поставили в один ряд с Плахотнюком и другими. А чего убежал, если нечего бояться? Когда они поняли, что я не подамся в бега, буду здесь до конца рядом со своими коллегами, товарищами, с народом то пошли на этот беспрецедентный шаг. Ошибочный шаг. Не потому что он касается лично меня. Он касается института президентства в Молдове. Если они это начали, то это, безусловно, коснется их! И, если в моем случае, у них на меня ничего нет, то в случае с нынешним президентом страны, с грубыми нарушениями законов, следующая власть, к сожалению для института президентства, может использовать это прецедент. И Майя Санду окажется в этой же ситуации. Даже в более худшей. Тем более они приняли закон, который будет использован против них — можно судить в отсутствие обвиняемого. Все это будет использовано следующей властью против нынешней.

Я все это выдержу. Конечно, все, что они делают с моей семьей, с мамой — это ужасно! Боитесь вы Додона? Боритесь с ним! Причем здесь семья, мое окружение?

– Как ваша мама сейчас себя чувствует?

– Она была в прокуратуре сразу после того, как вышла из больницы. Нам нечего скрывать.

– Какова реальная цель возбужденных против вас дел? Реально посадить или напугать и сломать вас?

– Думаю, что они хотят добиться тюремного срока для меня, думаю, очень этого хотят. Мечтать не вредно …. Но проблема в том, что не за что меня привлечь к ответственности. На днях хотят отправить в суд одно из уголовных дел по «Энергокому». Это ситуация 2008 года. Понимая, что они запутались и у них ничего нет, подняли это дело 14-летней давности. И только по моей персоне, хотя контракт подписывали совсем другие люди а министерство которым я руководил только согласовало юридические аспекты в установленном законом порядке. Всех — в сторону и только по моему эпизоду взяли и отправляют в суд! Отправляют, чтобы отчитаться вышестоящим … Ничего не могут сделать, бесятся, надеются, что я сломаюсь. Но они давно должны были понять, что я это все выдержу.

И реакция общества показывает, что их надежды на то, что народ больше внимания станет обращаться на это, а не на цены, следили за этими шоу, не оправдались. Напротив, вы видели реакцию людей.

Прессинг идет на моих близких, уже 2,5 месяца держат под арестом в жестких условиях брата моей супруги, добиваются, чтобы он что-то написал на меня. Человек работал на Западе в странах ЕС, потом — в Москве. Заработал деньги, решил вернуться в родное село, чтобы что-то создать. А его взяли и в тюрьму! А он вернулся, как призывает диаспору Санду, вложил свои деньги, создал рабочие места, не купил дом в Кишиневе под офисные помещения, а в своем селе решил инвестировать.

«Народ еще не дошел до точки кипения»

– По поводу протестов, которые проводит Партия социалистов. Пока они малочисленные…

– Соглашусь с мнением, которое высказал недавно Владимир Воронин. По его мнению, все это закончится новым «седьмым апреля». Вы же получили власть, народ вам доверил и сразу стали провоцировать народ. Арестовали генерального прокурора, повысили цены на все, переговоры с «Газпромом» профукали… После этого начали прикрываться войной на Украине. Затем стали арестовывать лидеров оппозиции. Какие пророссийские силы? Мы — промолдавские силы. Я всегда говорил о том, что надо дружить и с Европой, и с Россией. Почему народ пока массово не выходит на протесты? Несколько причин. Граждане Молдовы левоцентристского толка, не говорю электорат, более спокойные, менее склонные к буянству. Если бы сейчас были у власти левые силы, уверен, правые давно были бы уже на площади. И трактора бы подогнали…

Наверное, мы еще не дошли до точки кипения. Народ у нас мудрый, в любом случае, если ситуация не улучшится, то народ взорвется. Когда придут платежки в ноябре-декабре за отопление, когда нечем будет кормить ребенка, люди выйдут на протесты. Без того, чтобы их кто-то организовал. И это неминуемо произойдет. Я говорю, что, к сожалению, произойдет потому-то я всё-таки надеялся, что власть образумится и начнёт заниматься проблемам людей.

– Если народ взорвется, это может привести к открытым столкновениям…

– Думаю, что дойдет до того, что ЭТИХ будут просто отлавливать на улицах и «общаться» с ними. Это произойдет, к сожалению. Еще раз повторяю, я не призываю к этому! Но от безысходности может произойти все, что угодно. И здесь не будет важно кто — за Россию или за Европу. Люди просто доходят до отчаяния.

Я смотрел сегодня отчет правительства, которому исполнился год. Курам на смех! Сделали междусобойчик, даже журналистов не пригласили и не вышли к ним. Если вы боитесь народа, выйдите хотя бы к журналистам, тем более что большинство вы контролируете! Чтобы они задали вам вопросы! Но вы и этого побоялись. Только хвалили друг друга, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку…Такого слабого правительства в Молдове еще не было!

В такой ситуации Майя Санду должна была это правительство отправить в отставку. Но она этого сделать не может. Она поставила лучших своих людей!

– Это, действительно, ее лучшие кадры?

– У нее других нет. Я не говорю, что они хорошие! Это лучшее из того, что у них было, лучшие из худших. И мы понимаем качество ее команды. Если их убирать, то кого ставить?

– Не знаю…

– А некого! Скамейки запасных просто нет! В нашей команде, которую мы создавали годами, можем запросто организовать два-три состава правительства.

– Почему, в таком случае, Майя Санду не воспользуется услугами профессионалов, независимо от их партийной принадлежности?

– Она не может этого сделать, потому что ее высокомерность не позволит ей признать свои ошибки, да и ее команда этого не допустит. Для этого надо идти на компромисс но Майя Санду до этого ещё не доросла, нет политической мудрости и зрелости. И она сейчас все будет валить все свои промахи и некомпетентность на русских. Вы же видели, за последние две недели сплошь русофобские заявления от руководителей высшего ранга. Они их делают для того, чтобы оправдать свою импотентность в экономическом, социальном и управленческом плане. С другой стороны, они это делают в надежде получить какие-то деньги от Запада.

Поэтому, я вернусь к вопросу о протестах, самый задаваемый вопрос — а что дальше? Если идти обычным путем, то у нас только через два года очередные президентские выборы и аж через три — парламентские. У меня очень большие сомнения в том, что страна выдержит два или три года. У меня складывается впечатление — либо они не понимают, что их ведут к уничтожению страны, либо они это уже осознали и действуют четко по этому сценарию и у них есть какие-то гарантии на трудоустройство где-то в МВФ или Всемирном банке. У меня есть информация, что первые лица государства подали свои CV туда и им обещали, что без работы они не останутся. Потому что все, что они делают, ведет к ликвидации молдавской государственности.

Я надеюсь, на то, что молдаване, как это было веками, как нация, в самых тяжелых ситуациях, начиная с XIV века, в самых судьбоносных ситуациях, принимали важные решения и выживали. Чувствую, что мы сейчас на пороге очень серьезных таких решений. В Молдове в среднесрочной перспективе, в течение двух-четырех лет, возможны два сценария. Либо Молдова сохранит и укрепит свой нейтралитет, объединит страну и решит приднестровскую проблему, будет в хороших отношениях и с Россией, и с Западом, либо Молдовы не станет. Часть страны перейдет в Румынию. А другая часть – в зависимости от того, как будут разворачиваться события на Украине. По какому сценарию мы пойдем? Уехать из страны, как сейчас делают многие — не вариант. Потому что, если мы все отсюда свалим, то будем играть на руку Майе Санду, по ее сценарию разрушения молдавской государственности. Нам нужно здесь остаться и бороться. Я остался здесь, хотя у меня были и есть возможности получить хорошие должности за рубежом. Когда я говорю, хорошие, то это очень хорошие и по зарплате, и по статусу. Но я остался здесь. Мы должны сделать все возможное , чтобы сохранить Молдову для наших детей.

– А как бороться?

– Если не останется других вариантов, то народ пойдет и на такие жесткие меры. Уже всем понятно ситуация с каждым днем ухудшается, лучше с этой властью не будет. Осенью или зимой ситуация взорвется. Есть несколько сценариев того, что может произойти. Первый. Сама государственная система не выдержит с таким правлением. У них уже полный хаос. Эта система просто распадется. В какой-то момент, может, даже осенью, она не сможет функционировать. Без протестов, без того, чтобы было влияние народа извне. Понятно, что США и Запад следит за этим. Но я вам больше скажу. В ПАС все очень непросто. Группировка в 16-17 депутатов были готовы уйти из партии и создать свою фракцию в парламенте. Но из посольства позвонили и поставили всех в один ряд.

«В ПАС все ненавидят друг друга»

– А я думал, что в ПАС крайне строгая дисциплина…

– Там дисциплина — только дядя Сэм. Но в партии все друг друга ненавидят. Чтобы вы понимали, нам уже намекают прокуроры, судьи, которые готовы дать во-о-о-т такие папки, все задокументировано, как в ПАС воруют, схемы по контрабанде и хищению государственных средств. И все в той партии взорвется изнутри, вероятность такого сценария очень большая.

Другой вариант. С учетом того, что происходит в регионе, а ситуация развивается в динамике, но не в той динамике, на которую надеются нынешние прозападные силы. В марте этого года ко мне через третьих лиц обращались депутаты, министры ПАС, спрашивали: «Как вы думаете, как скоро нам надо будет убежать из страны?» Почему вы меня спрашиваете? «Нет, мы хотим знать, когда нам отсюда вовремя убежать». Некоторые высшие чины прокуратуры, министры, депутаты, начиная с марта, серьезно стали готовить себе запасные аэродромы — обновлять паспорта, актуализировать данные…

Кстати это на заметку тем которые сейчас исполняют политические заказы нынешних правителей, ваши начальники уже готовят чемоданы и убегут а вы останетесь и будете отвечать за незаконные действия. По этому лучше хорошо подумайте прежде чем ввязываться в тот беспредел который мы видим каждый день.

– Почему бы левой оппозиции не объединить силы?

– Я всегда говорил про это, нужно объединиться всем оппозиционным силам и левым и правым. Необходимо объединиться и сделать общую политическую повестку всех, кроме ПАС. Потому что ПАС уничтожает нашу общую страну. Если мы не скинем эту власть, то грош нам всем цена! Майя Санду уничтожит страну, затем возьмет свой рюкзачок и улетит отсюда. А мы останемся и будем смотреть друг на друга и спрашивать: «Почему мы ее не остановили?» Надо объединяться, я только за! Партийные флаги — в сторону, общий национальный протест с четкой повесткой. По районам, по зонам, Кишинев, палаточные городки и не один, а несколько, «коридор позора» для депутатов и министров… И мы это делали в свое время. Это даст результат. Если завтра появится такой палаточный городок в центре Кишинева, я вас уверяю, кишиневцы будут готовить его обитателям горячие ужины! Для того, чтобы они протестовали против Майи Санду.

– Как выйти из этого тупика, что надо делать, чтобы народ не страдал?

– Я не только критикую но и выступаю с конкретными предложениями. Сейчас скажу, что бы мы сделали на месте властей. Необходимо сосредоточиться на пяти направлениях.

Первое. Социалка — пенсии, зарплаты. На днях я даже расписал все это. Второе — это экономика. Экономические агенты закрывают предприятия, по нашему анализу, за этот год закрыто уже более 60 тысяч рабочих мест из официальных 600 с чем-то тысяч! Десятая часть. Здесь и энергетика, и газ, которыми никто не занимается. Этот идиотизм – «мы не будет вести переговоры с Россией. Потому что этим мы поддерживаем РФ против Украины»… Слушайте, а когда вы платите 2 тысячи долларов за газ, вы кого поддерживаете? То есть, по их логике, когда ты платишь 2 тысячи долларов России — это не поддержка России. А если бы платил 200 долларов, то у России было бы меньше денег. Сами себе противоречат! Такие умные, шахматисты скрытые… если хотите поддержать Украину, езжайте на переговоры к Путину и платите меньше за газ! Но проблема в другом- им не хватает мозгов провести конструктивные взаимовыгодные переговоры, да и запад не позволит. Была бы другая власть, был бы тариф 5-6 лей на газ.

Третье — это юстиция. Надо возвращать Стояногло, необходимо побыстрее закончить этот беспредел в судах! Я сейчас с этим столкнулся. Если такое происходит с публичным лицом, идут на такую фальсификацию, то что говорить о простых людях?! Есть команда Плахотнюка, она осталась, она просто стала «желтой». Появилась Дрэгэлин (новая глава Антикоррупционной прокуратуры — прим.авт.), она станет заложником этих оборотней в погонах, «козырных тузов» прокуратуры, это вопрос нескольких недель. Мне ее жаль, ее обыграют…

В судах — полный беспредел. Это не касается меня, пусть все идет, как идет.

Для меня эта ситуация с этими уголовными делами — шанс поставить жирную точку во всех обвинениях, которые звучали против меня и полностью очистить своё имя.

– А если вас «закроют»?

– Не «закроют». Будет, конечно нелегко, Пассовцы поставили всё и пошли во-банк с этими сфабрикованными уголовными делами. Для них и их кураторов уничтожить меня намного важнее чем чем заниматься проблемами граждан и страны. Если судьи выдержат давления и не поддадутся давлению и угрозам , а рассмотрят дело честно и беспристрастно, Пассовцы снова будут кричать что реформа юстиции еще не закончена .

– Вас еще подозревают в измене Родине…

– А кого и что я предал? Я не говорю про этих с двойным гражданством, про президентуру, заполненную иностранными агентами, не поймешь, кто там работает — молдаване, американцы, румыны или немцы. А что по моему случаю? Что я встречался с Путиным? Ну, я и с Макроном и с Трампом встречался.

Четвертое направление — внешняя политика. У Санду и ПАС — только Запад, все остальные враги. Но я хочу напомнить, что у нас на государственном уровне есть стратегическое партнерство с Россией. Когда я был президентом, мы подписали стратегическое партнерство с Турцией и с Венгрией. Считаю стратегически важным срочно организовать официальные визиты на высшем уровне в Анкару и Будапешт. Также мы должны были подписать в апреле 2020 года стратегическое партнерство с Китаем, соглашение о свободной торговли и безвизовом режиме, но из-за пандемии не успели… к этим соглашениям надо срочно вернуться, Китайская Народная Республика мировая держава стратегическое партнёрство с которой принесёт нашей стране огромные результаты. Молдова могла бы получить намного больше выгод в сложившейся сегодня ситуации в мире от разных стратегических партнеров, чем получает от Запада, Румынии и МВФ.

Молдова никогда членом ЕС ее станет. Этот статус — это пиар-акция с учетом ситуации на Украине, которую хотят подать как успех нынешней власти. Ничего общего с деятельностью властей Молдовы это не имеет. В Евросоюзе ситуация будет ухудшаться, мы это видим сегодня. Этой осенью-зимой мы увидим экономический и социальный коллапс многих европейских стран, видим и смену политических элит, четыре премьера уже потеряли свои кресла … и этот процесс будет продолжаться. В этой ситуации ЕС будет не до Молдовы и Майи Санду. Нюанс состоит в том, что в Молдове именно при правлении проевропейских партий люди меньше всего поддерживали европейскую интеграцию. Люди не понимают, как под европейским флагом при молчании европейских послов и Брюсселя здесь захватывают юстицию, арестовывают прокуроров, берут под контроль общественное телевидение, вводят цензуру, проводят гейпарады … И все это под европейскими флагами. И зачем нам такой Европейский Союз? Зачем нам такая Европа? Чтобы нас использовали как пушечное мясо против России?

И пятое — это Приднестровье. Считаю, что никогда еще таких предпосылок для объединения страны, какие сложились сегодня, у нас еще не было. Очень хорошие предпосылки в ближайшие год, может, два с учетом горького опыта на Украине. А у нас эксклюзивное окно возможностей, чтобы этот вопрос решить.

– На чем основывается это окно возможностей?

– Думаю, что всем было бы интересно, не только жителям правого и левого берегов Днестра, но и всем геополитическим игрокам, показать, что здесь можно договориться мирно. Но Майя Санду и ПАС никогда этого не сделают. Жители левого берега не захотят объединяться и жить в стране, где русофобское руководство, где запрещают символы Победы, которые танцуют «хору унири» во дворце Республики во время общего заседания парламентов Молдовы и Румынии… Единственная преграда на пути объединения страны — власть ПАС. Даст Бог, если все сложится по позитивному сценарию, народ Молдовы добьётся смены этой власти.